www.svu.ru                    
Новости   Газета   Гостевая книга   Форум   Контакты
Кадетская организация
Поиск однокашников
Кадетские биографии
Исторический календарь
Кадетская библиотека
Учебные заведения
 
Зарегистрировано
в клубе
выпускников
6285
 
Телеграм канал - Суворовцы

Подписывайтесь на наш канал



Поиск:

 


Рассылка новостей:

 
Информация о городе | История создания | Учителя и воспитатели
Подразделения | Фотоальбом | Спортивная жизнь | Кадетское творчество
Они смерти смотрели в лицо | Кадетские записки суворовца N***

История в роли главного предмета

История, пожалуй, единственный из школьных предметов, знание которого со временем может устареть. В институтах учили историю КПСС по учебникам только определенного года, а школьная программа вся была адаптирована под "руководящую роль партии". Даже в тех случаях, когда этой партией и не пахло. А в Ленинграде это было особенно заметно, потому что у каждого камня, где можно было придумать революционную ситуацию, висела мемориальная доска. В 60-х годах было отмечено интересное явление: почти все старики так или иначе встречались с Лениным. Когда у кого-то возникла мысль проверить достоверность рассказов, то оказалось, что всё это сказки для детей. Просто пожилым людям необходимо было внимание, а иногда и "стол". Умирал один участник революции, и все его воспоминания перекочевывали в память другого старика.

Суворовцев оберегали от лишней информации. Всё, что касалось истории пажеского корпуса, старательно заклеивалось, завешивалось и уничтожалось. Даже пропал со стены на парадном крыльце большой термометр. Как-то раз в библиотеке приподнял я фанерный лист с надписью на красной ткани о полезности чтения литературы и увидел под ним золотыми буквами на черном мраморе выведенные имена каких-то офицеров и названия сражений. Ни один из офицеров-воспитателей на мои вопросы отвечать не стал, а гораздо позднее понял я почему. То были имена выпускников пажеского корпуса, отдавших свои жизни в войнах за Отечество. Какие замечательные и поучительные уроки истории могли быть у этих памятных досок!

Закончил пажеский корпус и один из последних губернаторов Москвы в 1908-13гг. Владимир Фёдорович Джунковский (1865-1938). Вообще же московскими губернаторами и генерал-губернаторами часто служили выпускники кадетских и пажеского корпусов. А.Г.Щербатов (1844-48)- пажеский корпус, А.А.Закревский (1848-59)- кадетский корпус, А.А.Козлов (1905)- пажеский корпус, С.К.Гершельман (1906-09)- пажеский корпус, Ф.Ф.Юсупов (1915) - пажеский корпус.

А чем же прославился Джунковский в своей должности? За "особые труды и энергичную деятельность во время бывшего в апреле 1908 г. в пределах Московской губернии большого наводнения" награжден серебряной медалью "За спасение погибавших". В апреле-октябре 1909 исполнял обязанности генерал-губернатора. Во время его пребывания на посту губернатора в Москве были открыты памятники Н.В.Гоголю (убран со своего места при советской власти и находится во дворе литературного института), первопечатнику Ивану Фёдорову и Ф.П.Гаазу, Музей изящных искусств имени Имп. Александра III, прошла выставка сельхозмашин на Бутырском хуторе (1909), построена трамвайная линия от Зоологического сада до Пресненской заставы. 6 марта 1912 г. проведена однодневная перепись городского населения. В 1912 г. входил в состав комитета по устройству Музея 1812 г. В декабре 1917 года вышел в отставку.

Как опытный контрразведчик сотрудничал после октябрьского переворота с Дзержинским. А в 1937 г. по сфабрикованному обвинению был арестован и расстрелян.

А что знали мы о выпускниках пажеского корпуса? Всё с точностью "до наоборот". Стены здания на Садовой хранят память о замечательных традициях русской армии. И поэтому историю Петербургского СВУ грамотнее вести от образования Пажеского корпуса.

Военная история могла стать значительной частью учебного курса. Тогда бы никто из выпускников-суворовцев не почитал бы Наполеона, как героя, поскольку по сравнению с ним Гитлер покажется благодетелем, достаточно прочесть труд Е.В.Тарле. А как доказал в своих исследованиях историк В.С.Лопатин, издавший в своё время книги о Суворове, Потемкине и русской военной истории 18-20 вв., настоящим гением наполеоновских побед был его учитель маршал Бертье.

А о роли Потемкина в создании регулярной русской армии стараются вообще не вспоминать. Мифические "потемкинские деревни", которые на самом деле были настоящими деревнями, пришли из Европы, где и рождались пошлые анекдоты о русской истории. Не могли поверить тамошние политики, что способна Россия на большие дела.

М. Тухачевский был для поколения 60-х мучеником сталинского режима, а то что творил он в Тамбовской губернии, позднее не смогли повторить даже нацисты. Привожу текст приказа Командующего войсками Тамбовской губернии №0116/оперативно-секретный, от 12 июня 1921г.

"Остатки разбитых банд и отдельные бандиты, сбежавшие из деревень, где восстановлена Советская власть, собираются в лесах и оттуда производят набеги на мирных жителей. Для немедленной очистки лесов приказываю:

1. Леса, где прячутся бандиты, очистить ядовитыми газами, точно рассчитывать, чтобы облако удушливых газов распространялось полностью по всему лесу, уничтожая всё, что в нём пряталось.

2. Инспектору артиллерии немедленно подать на места потребное количество баллонов с ядовитыми газами и нужных специалистов.

3. Начальникам боевых участков настойчиво и энергично выполнять настоящий приказ.

4. О принятых мерах донести.

Командующий войсками Тухачевский.

Нач. штаба Какурин."

А в другом его приказе (№ 189 от 9.07.21) он дальше пошёл по пути утверждения революции.

...." Немедленно взять из населения деревень, вблизи которых расположены важные мосты, не менее пяти заложников, коих в случае порчи моста надлежит немедленно расстреливать." И т.д и т.п.

Конечно, не могли наши учителя знать этого. Но о кадетских-то корпусах можно было словечко замолвить доброе. И тем не менее историей многие интересовались и после окончания училища. Владимир Золотарёв, выпускник 1964 г. возглавил Институт военной истории, академик РАН; выпускник 1958г. Владимир Ксенофонтов, философ - действительный член академии социальных наук. Фундамент оказался прочным.

В 1962 г. преподаватель истории майор В.Телеш рассказывал нам, что перед войной в конце 30-х годов были уничтожены почти все советские офицеры ранга от командира полка и выше. А после 1964 года учебники истории снова начали переписывать по-старому. Всё это и сформировало наши взгляды на жизнь. Одни из нас поняли, что лучше записаться в партию и послушно тянуть свою лямку, а другие, оставшиеся в меньшинстве, продолжали сомневаться. И это дорого им стоило. Некоторым из наших товарищей суждено было дойти лишь до майора только из-за отсутствия партбилета. Ковалев, выпускник Лн СВУ 1960 года, ставший генералом, рассказывал мне, как он представил своего подчиненного, который был беспартийным, на должность комбата, но получил отказ с мотивировкой: "А как же он будет руководить партийной организацией батальона?". Затормозили по той же причине и офицерскую карьеру моего однокашника Анатолия Кийкова, который был вице-старшиной нашей роты.

 

 

 

<<назад
   
Создание и поддержка — «Сёма.Ру»
Яндекс.Метрика
Local Banner System