www.svu.ru                    
Новости   Газета   Гостевая книга   Форум   Контакты
Кадетская организация
Поиск однокашников
Кадетские биографии
Исторический календарь
Кадетская библиотека
Учебные заведения
 
Зарегистрировано
в клубе
выпускников
6285
 
Телеграм канал - Суворовцы

Подписывайтесь на наш канал



Поиск:

 


Рассылка новостей:

 
Информация о городе | История создания | Учителя и воспитатели
Подразделения | Фотоальбом | Спортивная жизнь | Кадетское творчество
Они смерти смотрели в лицо | Кадетские записки суворовца N***

Царский кадет и Советский полковник

Полковник Неёлов Н.С., заместитель начальника Тамбовского СВУ по учебной части... Еще летом 1944 года, на стадии организации нашего училища, он замечательно проявил себя. Если в административно-хозяйственном плане на первых ролях тогда были генерал А.А.Куценко, полковник К.Н.Копытов и другие офицеры-снабженцы, то всю интеллектуально-педагогическую часть сформировал именно Н.С.Неёлов. Блестяще образованный военный интеллигент, он умело подобрал педагогический и воспитательский коллектив, при нехватках военных лет создал нашу учебную базу.

Поначалу его, как многим казалось, чопорность, доходящая до педантизма требовательность, излишняя строгость отпугивали офицеров и суворовцев. Но со временем он стал одним из наиболее уважаемых нами людей. Подтянутый, с пружинящей походкой и несколько выдвинутым левым плечом, он вызывал мурашки на наших спинах. Его зычный высокий голос, если закрыть глаза, поныне в ушах. Армейская форма сидела на нем как влитая, а шпоры на изящных шевровых сапогах говорили о принадлежности их владельца к кавалерии, прежде привилегированному роду войск. Знание же французского языка и некий шепоток, что он "из дворян", окружали эту личность ореолом таинственности.

Род Неёловых - один из древнейших русских родов, упоминание о нем можно найти в документальных свидетельствах XIV века. Еще со времен Древней Руси отложилось несколько его ответвлений. Были Неёловы вологодские, олонецкие, московские, малороссийские, с XVIII в. и питерские. Николай Сергеевич принадлежал к украинской ветви. По женской линии его "древо" восходит к внучке "арапа Петра Великого" Анне Абрамовне Ганнибал, что вышла замуж на Неёлова Семена Степановича, генерал-майора, исполнявшего в 1762 г. должность коменданта Кронштадтской военно-морской крепости. Состояли Неёловы в каком-то родстве или свойстве и с Лермонтовыми.

Род Неёловых ковал не только военных, он чрезвычайно богат дарованиями художественно-творческого свойства. Особенно ярки в нем актёры и зодчие. Так по проекту придворного архитектора Неёлова Ильи Васильевича (1745-1798 гг.) построено здание Царскосельского лицея, а его братьями - множество дворцовых и жилых зданий в Царском Селе.

Дед Николая Сергеевича - Виктор Владимирович Неёлов - был харьковским помещиком, слыл меценатом, в его доме находили приют и радушный приём именитые русские актеры. Очевидно, это сыграло свою роль. Из семи его детей (четыре сына и три дочери) пятеро избрали сценическое поприще. Старший его сын, т.е. родной дядя Николая Сергеевича - это всемирно известный трагик Мамонт Дальский (Неёлов), впоследствии друг и драматический наставник великого Шаляпина. Другие дети - Сергей Ланской (отец Н.С.), Владимир Мерцалов, Виктор Ромазанов, Магдалина Дальская - тоже украшали русскую сцену.

Николай Сергеевич Неёлов родился 16 июня 1901 года в Алуште, а постоянно его семья жила в Саратове. В 1911 году Колю Неёлова определили в Сумской кадетский корпус. Воспитанный в утончённо- интеллигентной артистической среде, мальчик сначала не принимал "казарменного духа". Но шло время, и кадетская семья стала ему родной.

Как и в других кадетских корпусах, Сумских кадет с первого класса готовили в защитники "Веры, Царя и Отечества". На уроке Закона Божьего батюшка повторял: "Блажен, кто пролил кровь за друзи своя". Уже на склоне лет Николай Сергеевич вспоминал, что учителя были у них сильные и требовали не "от сих до сих". Кадет получал основательные, разносторонние знания. История по Иловайскому, физика по Краевичу, естественные науки. Хорошо была поставлена русская словесность, знакомили с основами этикета. А на офицеров-воспитателей, командиров рот, ротных "дядек" возлагалось привитие любви к дисциплине, честности, чистоплотности. Они учили умению подчиняться старшим, владеть строевыми и ружейными приемами. В почете были мускулатура, физическая закалка.

Среди корпусных наставников и преподавателей встречались, конечно, люди разные. Одни видели в кадетах "деток" и начинали сюсюкать с ними. Другие, забыв о возрасте воспитанников, впадали в солдафонство. Но кадетскую любовь могли снискать лишь те, кто, будучи "военной косточкой", проявлял требовательную справедливость. Образец для Сумцев - отчетливый строевик, франтоватый, безукоризненно честный, бывалый, независимый в суждениях. А если еще на груди "Георгий" или даже "Владимир" с мечами...

Наиболее живые, но подчас и тяжелые воспоминания были связаны у Николая Сергеевича с 1914-м и последующими годами. Разразилась Мировая война. Лозунг "Война до победного конца" завладел умами и сердцами "военных" мальчиков. Старшеклассники рвались на фронт. Уроки немецкого языка подвергались обструкции, французский же, напротив, стали изучать с небывалым рвением. Однако оставались и мальчишками. Порой озорничали, летом увлекались городками и лаптой, зимой играли в снежки, с боем брали снежную крепость, влюблялись в барышень, разочаровывались, удирали в самоволку, стояли за провинности "под часами", дрались и мирились вновь. И с нетерпением ждали каникул.

Побывав в летних отпусках в 1915 году, кадеты столкнулись с жестокой реальностью войны. По возвращении в корпус они шептались, что на фронте, мол, не только победы, но и явные неудачи. Шли разговоры о больших потерях в живой силе, множестве раненых и калек, о нехватке боеприпасов, плохом снабжении войск. В кадетской среде появилось брожение, иные стали подумывать о гражданской службе. Высмеивая устремления "штафирок", персонал корпуса усилил контроль за настроениями кадет. И до 1917 г. выпуски шли, как обычно.

Любопытна была традиция - выпускному классу вести специальную книгу "Завещание" (Сумской вариант "Эвериады"). Она ежегодно передавалась следующему старшему классу. Происходило это так. По окончании последнего экзамена выпускной класс собирался в одном из классных помещений. Туда же приглашался избранный заранее "корнетский комитет", состоящий из "майоров" (или "девлет-майоров"), т.е. второгодников. Им-то на общем заседании и передавалось "Завещание"- свод изречений, поучительных наказов младшим собратьям. Кроме того, в книге находили место ораторские "перлы" ротных командиров, офицеров-воспитателей, преподавателей. Для сохранения в потомстве. А первая страница открывалась четверостишием:

В уездном городе Сумах

Кадетский корпус основали.

Он в трёх от города верстах,

Где прежде только свиньи с...

Далее шли поучения типа: "Не курите, да не выкурены будете из корпуса". И немало других.

Был ещё один интересный кадетский ритуал. Выпускные устраивали на плацу "похороны" единиц и двоек. При этом произносились полные остроумия и выдумки "надгробные" речи...

1917 год - последний в жизни Сумского кадетского корпуса. Его расформировывают. Часть старшеклассников определяется в армию, младших распускают по домам.

Шестнадцатилетний Николай Неёлов возвращается в родной Саратов и поступает служащим на железную дорогу. Он снял кадетские погоны и ещё не знает, что многие десятилетия отдаст Вооруженным Силам...

Владимир Сороковых, выпуск ТбСВУ 1949г.

Выпускник Воронежского СВУ Г.М.Лёшин отыскал в архивах письмо Неёлова начальнику ГУК ВС генерал-полковнику Голикову Ф.И., написанное в 1947 году. Далее даю почти полный текст.

“Поскольку дальнейшая подготовка суворовцев после окончания ими Суворовских училищ является одним из элементов общей системы подготовки офицерских кадров, считаю необходимым доложить Вам свои соображения в этом вопросе.

  1. Я очень долго думал о дальнейшем обучении оканчивающего Суворовское училище юноши в системе военных училищ, так как нахожу огромную разницу между обучением и воспитанием в школах министерства просвещения и таковыми же в суворовских училищах.
  2. Юноша из Суворовского училища придет в военное училище с уже определившимися у него традициями военного порядка. Наш воспитанник хорошо знает строй, физически натренирован, приучен к опрятности, аккуратности, подтянутости. Он будет владеть одним из иностранных языков, уметь вести себя в любом обществе, хорошо танцевать. Эти, на первый взгляд, небольшие качества будут его резко выделять в среде юношей, пришедших в военное училище из школ министерства просвещения. Причем, это выделение в лучшую сторону отбрасывает опасения, что наш суворовец растворится в общей массе курсантов. Да это и недопустимо, так как наша задача заключается именно в том, чтобы суворовец задавал тон в военном училище и был примером, образцом для всех остальных курсантов.

    Более сложным (после первого выпуска суворовских училищ) будет вопрос с кадром постоянного состава в военных училищах, куда будут направляться суворовцы.

    Нужно прямо сказать, что в подавляющем большинстве случаев подбор кадров для суворовских училищ был произведен исключительно хорошо. Этому делу со стороны ГУК МВС было уделено большое внимание. Работая уже три года в одном и том же училище, я это сегодня отчетливо вижу. Вполне понятно, что Армия не имела в своем распоряжении готовых кадров руководителей и воспитателей для закрытых военно-учебных заведений нового типа, но те кадры, которые в условиях военного времени были найдены, проверены и направлены в суворовские училища, себя, бесспорно и в основном, оправдали.

    Совершенно иначе будет обстоять дело с кадрами постоянного состава ныне существующих военных училищ, в которые будут направлены воспитанники 9-ти суворовских училищ, оканчивающие их в 1948 году. Офицерско-преподавательский состав военных училищ не знает жизни и правил внутреннего распорядка Суворовских училищ, не знает нашей системы воспитания и наших традиций, которые, правда, только начинают складываться. И вот, при таком положении совершенно неизбежны всякого рода неприятности, а подчас и разочарования наших воспитанников в военной службе. Поскольку мы имеем дело с молодыми людьми, а не с уже сложившимся человеком, то первое впечатление, зачастую, играет основную роль в рассуждениях юноши о своей профессии. Как будет обидно, если все наши труды по подготовке суворовцев к пожизненной воинской службе пропадут даром!

    Поверьте, тов. генерал-полковник, я лично испытываю гордость быть руководителем учебного процесса в суворовском училище. Плохо ли, хорошо ли я выполняю свои задачи, судить не мне. Вам это лучше известно. Но одно скажу как офицер: я живу одной жизнью с воспитанниками, и это мне помогает в работе. Как и то, что я сам в свое время был в их положении и потому хорошо знаю все тонкости жизни и особенности мира детей, воспитывающихся в закрытом военно-учебном заведении.

  3. Прдолжая свою мысль о кадрах постоянного состава военных училищ , в которые будут выпускаться суворовцы, считаю необходимым в целях сохранения всех тех хороших традиций и правил, которые прививаются суворовцам, начальником военного училища назначить одного из начальников Суворовских училищ, а командирами батальонов – лучших командиров рот Суворовских училищ. Сделать это будет нетрудно, так как в 1948 году будет первый выпуск из Военно-педагогического института,и следовательно, можно будет безболезненно взять из Суворовских училищ несколько командиров рот, на их место выдвинуть лучших офицеров-воспитателей, а последних заместить офицерами-воспитателями, окончившими ВПИ.

Вопрос это чрезвычайно серьёзный, так как самое опасное в воспитании ребенка, а тем более юноши – это когда он видит, что его воспитатель по своей общей подготовке стоит ниже воспитуемого. Во всяком случае, грамотность и общая культура юноши, окончившего Суворовское училище, потребует от его начальника в военном училище не меньшей культуры и грамотности. Бесспорно, со временем, когда и в военных училищах их постоянный состав будет укомплектовываться лучшими офицерами, окончившими суворовское училище, это несоответствие уровня подготовки воспитателей уровню подготовки воспитанников устранится. Но сейчас, когда через год состоится лишь первый выпуск девяти СВУ, этот вопрос, как мне кажется, стоит особенно остро.

Судить о работе Суворовских училищ будут не по курсанту, прибывшему из суворовского училища, а по практической работе каждого нашего воспитанника в офицерском звании, когда ему будут доверены люди и техника. И если не влить в военные училища руководителей из суворовских, то суворовец растворится в общей массе, забудет славные традиции, и о степени подготовки его именно в суворовском военном училище может создаться ложное представление.

Начальник учебного отдела

Тамбовского СВУ полковник Неёлов.”

Смысл этого письма вряд ли дошёл до адресата, поскольку первым выпускникам СВУ пришлось пройти много несправедливостей и неадекватного отношения со стороны командиров, преодолевая зависть сослуживцев. Возможно, что открытие суворовских офицерских училищ было реакцией на это письмо. А через 15 лет после этого письма была опубликована в “Известиях” статья Б.Изюмского (автор повести “Алые погоны”) “Военная косточка”, в которой он недоумевал, почему выпускникам СВУ не дают право выбирать для дальнейшей своей учебы любое военно-учебное заведение. Заслуга же первых выпускников в том, что они прорубили дорогу всем последующим поколениям суворовцев и сохранили верность нашим традициям.

<<назад
   
Создание и поддержка — «Сёма.Ру»
Яндекс.Метрика
Local Banner System