www.svu.ru                    
Новости   Газета   Гостевая книга   Форум   Контакты
Кадетская организация
Поиск однокашников
Кадетские биографии
Исторический календарь
Кадетская библиотека
Учебные заведения
 
Зарегистрировано
в клубе
выпускников
6285
 
Телеграм канал - Суворовцы

Подписывайтесь на наш канал



Поиск:

 


Рассылка новостей:

 
Информация о городе | Горьковское СВУ | Наследники русской славы
Наш дом родной | Ты надел военную форму | Фотоальбом | Школа возмужания
Потомство мое, прошу брать мой пример… | Когда кадеты не на занятиях
Проба пера | Родом из военной юности
 

Знай наших!

В феврале 1978 г. я пришла работать в суворовское военное училище. Здесь проходило моё становление как педагога. Мне посчастливилось общаться с людьми, которые являются историей училища. Это Василий Кузьмич Буданов, Ирина Ивановна Ярова, Висвалдес Кристапович Валтерс, Людмила Васильевна Маркова, Нина Михайловна Коренева, Елена Ивановна Попова, Екатерина Кузьминична Серова и многие другие. Мастера-педагоги, люди с интересной судьбой, увлеченные своим делом, любящие детей, увлеченные своим делом, любящие сферу трудолюбия, требовательности, доброжелательности.

Традиции, заложенные ими, бережно сохраняются. Для многих из нас училище стало судьбой. Не могу не рассказать хотя бы о некоторых моментах из жизни нашего коллектива.

 

 

 

 

Первые аплодисменты

Дима был серьезным, добросовестным, но немного скованным суворовцем. Когда мы решили, что старшекурсники будут проводить беседы на первом курсе, Дима одним из первых дал согласие. Он долго отбирал материал, сокращал, добавлял, репетировал. После выступления ему долго аплодировали. Гордый и взволнованный, Дима сказал: “Татьяна Павловна! Это первые в моей жизни аплодисменты. Я понял сегодня, что хочу и могу работать с людьми”. Он поступил в Новосибирское военное училище. Сегодня Дмитрий Пятикрестовский – сотрудник книжно-журнального издательства “Граница”.

Месть осла прошки

Екатерина Кузьминична Серова (она же “баба Катя” учила ребят биологии. В день последнего звонка суворовцы решили “порадовать” своего учителя. Из Филевского парка они притащили осла Прошку на 4-й этаж, в кабинет биологии. Ожидаемой бурной реакции не последовало. Екатерина Кузьминична развеселилась, угостила осла яблоком. “Вам понравилось наше поздравление? Вы нас не накажете? – спросили ученики. “Прошка сам вас накажет”, - с улыбкой ответила мудрая учительница. И действительно, тащить осла вниз по ступеням оказалось гораздо сложнее, чем вести его наверх. К тому же пришлось потом еще и лестницу драить.

Ку-ку…

Галина Павловна Домкина – человек очень жизнерадостный, эмоциональный. Математику она преподает так же удивленно и весело, как и живет. Однажды к ней пришел её бывший ученик Валера Финапетов (майор, участник боевых действий в Афганистане, слушатель Академии им. Фрунзе). Он сказал ей много добрых слов, а потом на всю жизнь запомнил формулу объема усеченной пирамиды. И вот почему. На уроке по этой теме Галина Павловна обозначила не обычными буквами B,C,S,s, а буквами Q и q.

Формула выглядит так:

V=1/3h х (Q+q+Qq),

а звучит так:

1/3 аш на ку+ку+корень квадратный из ку-ку.

Сейчас Валерий Михайлович Финапетов уже полковник, заведущий кафедрой в Педагогическом университете им. Крупской. А Галина Павловна работает в школе, она заслуженный учитель Российской Федерации, много печатает статей по методике преподавания математики, а её нынешние питомцы учатся так же весело и с удовольствием.

Чтение – лучшее учение

То, что чтение – лучшее учение, знают все. Но читать мальчишки не очень любят. Лидию Федоровну Иванову – преподавателя литературы – это беспокоило и огорчало. Она выбирала самые любопытные эпизоды из произведений, читала с суворовцами вслух и вдруг останавливалась на самом интересном месте. “А что же дальше?” - волновались ребята. “Хотите узнать, что дальше? Прочитайте!” - отвечала Лидия Федоровна.

Сотни выпускников училища благодарны этому замечательному педагогу за привитую им любовь к чтению.

“СУС”

Рубен Погосян не любил и не умел ездить на лыжах. Зимой он находил тысячи причин, чтобы не пойти на физподготовку. Так и остался зачет по лыжам несданным. Майор Дмитриев, офицер-воспитатель Рубена, остановил однажды своего воспитанника, когда тот собирался отбыть на весенние каникулы.

“Какие могут быть каникулы, если у тебя не сдан?” - строго спросил офицер. “Так снега уже нет”, - радостно ответил суворовец. Рано радовался. Майор отвел его на лыжную базу, помог подобрать ботинки и лыжи и вывел на кордовую дорожку стадиона. Забег продолжался недолго. “Вот видишь, - говорил наставник, - у тебя все неплохо получается. А по снегу лыжи ещё и скользят!” На втором курсе Рубен после первого снега уже начал интересоваться, когда же начнется лыжная подготовка.

Рубен стал настоящим офицером, отличился в боях в Афганистане.

А майор Юрий Евгеньевич Дмитриев получил кличку СУС, что означает: “Система убеждения суворовцев”.

“Нефертити”

“Семилетчики” начинали учиться с пятого класса. Это были совсем ещё дети. Поэтому, когда Ирина Ивановна Ярова, преподаватель истории, услышала сопение под лестницей, то не очень удивилась. Обнаружив там плачущего новобранца, Ирина Ивановна достала платок, вытерла мальчишке слезы и расспросила о случившемся. Оказалось, что тот в воскресенье должен был встретиться с нашедшимися родственниками, но за двойку его лишили увольнения. Строгий учитель, участник обороны Москвы, Ирина Ивановна тут сама расчувствовалась, пошла к командиру роты и попросила сделать исключение из правил. Увольнение состоялось, долгожданная встреча – тоже.

Через много лет полковник с тронутыми сединой висками рассказал своей учительнице, что он давно и безуспешно ищет духи, которыми пах тогда её платок. Выяснилось, что это были духи “Нефертити”. Обрадованный полковник купил два флакона этих духов. Один – для любимой учительницы, а второй – для жены.

Фронтовики, наденьте ордена!

20 лет прослужила в отделе кадров Раиса Прокофьевна Шведченко. Работала она добросовестно, все в своем хозяйстве знала досконально. Правда, мальчишки иногда ворчали: слишком уж строга. Может отчитать за расстегнутую пуговицу или громкий разговор, укорит за непунктуальность, требует коротко и четко изложить суть проблемы.

Но однажды на празднике, посвященном Дню Победы, суворовцы увидели на сцене эту маленькую, всегда нарядную женщину в президиуме. На груди её сияли медали и орден Отечественной войны II степени. С тех пор мальчишки смотрели на Раису Прокофьевну совсем другими глазами.

 

Просто-напросто

Многие из выпускников училища стали педагогами. Один из них – Олег Александрович Слугарев. Он закончил Высшее военно-инженерное училище, затем был старшим преподавателем математики в Ульяновском СВУ; сейчас он – кандидат технических наук, доцент кафедры информатики и автоматики филиала Военной академии РВСН имени Петра Великого. На вопрос о том, как удалось немного застенчивому и не очень бойкому суворовцу сделать педагогическую карьеру, Олег ответил: “Мне было не очень сложно. Я старался на занятиях сконцентрировать внимание обучаемых на работе, поддерживать высокий темп урока, разнообразить задания, как Людмила Васильевна Маркова, быть требовательным, но вовремя разрядить напряжение на уроке шуткой, как Елена Ивановна Попова, быть тактичным, как Нина Михайловна Коренева, справедливым, как Лариса Николаевна Мальцева. Просто-напросто у меня были замечательные учителя!”

Учителя и ученики

Отлично!

Начальник учебного отдела полковник Ю.Г. Макаров инспектировал очередной урок. У Людмилы Васильевны Макаровой тема была тесно связана с использованием математики в военном деле. Урок шел как по маслу, ребята работали активно. Вдруг поднял руку и Юрий Гаврилович: “Разрешите дополнить?” Бывший артиллерист увлеченно продолжил тему, исписал две доски, привел примеры из практики. Когда в кабинет вошел старший преподаватель Валентин Николаевич Бондаренко, обеспокоенный тем, что взвод не вышел из класса после окончания урока, он понял, что звонка никто и не заметил. “Как занятие?” - спросил он. “Отлично!” – в один голос ответили суворовцы, преподаватель и строгий проверяющий.

Преподаватели - ветераны училища. 1 октября 1999 г.

 

Галантные кавалеры

Владимира Евгеньевича Маккавеева – офицера-воспитателя 4-й роты, а затем командира 2-й роты, обожали все. Он старался воспитывать из суворовцев не только храбрых воинов, но и настоящих мужчин.

На следующий день после очередной задушевной беседы о том, что мужчина должен безукоризненно выглядеть, хорошо пахнуть, быть корректным и пунктуальным, командиру докладывают, что взвод опоздал на 5 минут на урок. Огорченный подполковник собрал провинившихся и потребовал объяснений. “Мы после урока физкультуры приводили себя в порядок, - оправдывались суворовцы, - пока помылись, надушились – время ушло. Не могли же мы на урок к даме явиться сразу после кросса. Вы нас сами этому учили”.

Пришлось простить “галантных кавалеров”. А вечером тренировались приводить себя в порядок в более сжатые сроки, ведь опоздание – это и нарушение дисциплины, и некорректное отношение к даме.

“Эврика!”

За заседании ПМК химии старший преподаватель Владимир Устинович Евдокимов поделился своей тревогой: суворовцы считают этот предмет сложным и скучноватым. Нужно изменить отношение ребят к химии, заинтересовать их. Преподаватели Элеонора Викторовна Никольская, Вера Михайловна Ногинова, Изольда Юльевна Ахиезер предложили активизировать внеклассную работу: кружки, экскурсии, вечера…

И вот один из первых вечеров химии. Майор Евдокимов и суворовцы показывают опыты: меняется цвет жидкости, раздаются взрывы, идет дым. Преподаватели рассказывают и показывают, как вывести пятно, очистить воду, проверить качество меда и т.д. Ребята поняли, что химия теснейшим образом связана с жизнью и не менее увлекательна, чем история или литература. Суворовцы тут же предложили тему следующего вечера – “Химия в военном деле” и сами взялись разрабатывать сценарий.

Джентльмен

В училище шел ремонт. Перестраивали КПП. Строительный мусор мешал проходу, но отважные девушки мужественно преодолевая завалы из битого кирпича, шли на дискотеку в 1-ю роту. Суворовцы встречали своих гостей. Среди встречающих был и Ваня Бугаев, бравый кадет, сын министра авиации. Вдруг подъехала машина, и из неё вышла принцесса – в белом платье, в белых туфельках. Старший преподаватель истории майор Николай Тихонович Литвиненко, бывший десантник, сказал, Ивану: “Неужели ты позволишь, чтобы такая девушка пробиралась через завалы?” “А, знай наших!” – воскликнул суворовец и с этими словами подбежал к девушке, взял её на руки, перенес через кирпичи и уже на плацу осторожно поставил.

“Эй, ухнем!..”

Каждый выпуск придумывает, какой бы шалостью отметить свой уход из училища. Зная об этом, начальник училища генерал-майор Вячеслав Александрович Рощин, беседуя о очередными выпускниками, с улыбкой сказал: “Не вздумайте ночью пушку выкатить на плац”. В глазах у суворовцев засветились хитрые огоньки. Как только стемнело, общими усилиями пушку выкатили и долго с удовольствием катали по плацу. Но даже такая игра рано или поздно надоедает, и орудие решили водрузить на место. Вот тут-то и начались главные трудности. Пушка никак не вставала не пьедестал. Пришлось даже обратиться к дежурному по роте офицеру за помощью. В конце концов все закончилось благополучно. На следующий выпуск, зная о мучениях своих предшественников, пушки уже не трогал.

<<назад
   
Создание и поддержка — «Сёма.Ру»
Яндекс.Метрика
Local Banner System