www.svu.ru                    
Новости   Газета   Гостевая книга   Форум   Контакты
Кадетская организация
Поиск однокашников
Кадетские биографии
Исторический календарь
Кадетская библиотека
Учебные заведения
 
Зарегистрировано
в клубе
выпускников
6285
 
Телеграм канал - Суворовцы

Подписывайтесь на наш канал



Поиск:

 


Рассылка новостей:

 
Информация о городе | Горьковское СВУ | Наследники русской славы
Наш дом родной | Ты надел военную форму | Фотоальбом | Школа возмужания
Потомство мое, прошу брать мой пример… | Когда кадеты не на занятиях
Проба пера | Родом из военной юности

Выдержки из статьи, написанной к 50-летию со дня организации специальных артиллерийских школ.

… для подготовки к обучению в училищах Красной Армии командиров – и техников-артиллеристов по инициативе Наркома Обороны тов. Ворошилова К.Е. в соответствии с решением Советского правительства от 5 мая 1937 года в Российской Федерации, на Украине, а позднее и в Армении были созданы специальные артиллерийские школы в системе наркоматов просвещения. 1, 2, 3, 4 и 5-я школы были открыты в г. Москве; 6, 7, 8, 9 и 10 – в. г. Ленинграде; 11-я – в г. Ростове-на-Дону; 12 и 13 – в г. Киеве; 14 и 15 – в г. Харькове; 16-я в г. Одессе; 17-я в г. Ереване.

Это были не совсем обычные школы в системе народного образования. В школах учились только мальчишки, успешно закончившие семь классов (тогда это была неполная средняя школа) и изъявившие желание “учиться на командиров”. Начиная с 1938 года набор учащихся в школы проходил с помощью самих учащихся спецартшкол, которые проходили в свои бывшие школы и агитировали учеников 7-х классов на переход в артиллерийские школы. Учащиеся школ носили форменную одежду, очень близкую к военной командирской форме, с продольными петлицами на гимнастерках, кителях и шинелях. На петлицах крепились артиллерийские эмблемы, цифры, обозначавшие номер школы, и буквы “САШ” или “СШ”.

Жили учащиеся спецартшкол по домам, приходили в школу, как обычные ученики, но в специальных было намного больше внеклассной работы, особенно по военной и спортивной работе. Знаки “Ворошиловский стрелок”, “ГТО” были у подавляющего числа учащихся. Регулярно проходили внутри – и межшкольные соревнования по различным видам спорта. На два летних месяца после сдачи экзаменов за класс учащиеся выезжали в лагеря, которые, как правило, располагались рядом с военными лагерями. Жизнь в лагерях проходила по воинскому распорядку, в полном соответствии с военными уставами. В лагеря выезжали и те учащиеся, которые были зачислены в школу после 7-го класса, таким образом они могли ознакомиться с армейской службой еще до начала обучения в спецартшколе.

Классы (в артшколе они назывались взводами) делились на отделения. Командирами отделений и помощниками командиров взводов назначались учащиеся. Командирами взводов были учителя, как в обычных школах – классные руководители. Все параллельные классы-взводы объединялись в батареи, 8-е классы были третьей батареей, 9-е – второй и выпускные, 10-е классы были первой батареей. В период летних лагерей учащиеся старших классов назначались и командирами взводов в младших батареях.

В каждой спецартшколе были и кадровые военнослужащие – командир дивизиона (он же был заместителем директора школы) и политрук дивизиона. На период летних лагерей в школы привлекались командиры-артиллеристы из запаса на должности командиров батарей.

Учащиеся специальных артиллерийских школ принимали участие в военных парадах, посвященных годовщинам Великого Октября и Первомайским праздникам, а также участвовали в демонстрациях в ознаменование Международного юношеского дня, который отмечался 1-го сентября.

Среди спецартшкольников заслужил всеобщее уважение бывший командир дивизиона 2-й спецартшколы, ныне полковник в отставке Левит Е.И. Это он в 1966 году положил начало созданию музея “Боевой славы выпускников 2-й артшколы” и Совету ветеранов-выпускников, от которых пошли Советы ветеранов-выпускников по всем семнадцати спецартшколам.

Большое влияние на формирование нашего мировоззрения оказала жизнь спецартшкол в годы Великой Отечественной войны, когда школы были эвакуированы на восток страны. В этот период мы жили на полном государственном обеспечении. Не только в учебных, но и во всех вопросах жизни школьных коллективов наиболее сильно развивалось самоуправление учащихся, ключом била комсомольская жизнь. В эти годы школы получали пополнение как из числа эвакуированных, так и из числа местных ребят. Вливаясь в сплоченные коллективы учащихся спецартшкол, новые ученики быстро привыкали к нашему образу жизни и воспринимали наши ценности. Очень большое внимание в эти годы мы уделяли качеству нашей учебы, особенно в военной подготовке. Свободное от уроков и самоподготовки время мы продолжали отдавать изучению новых артиллерийских систем, правил ведения огня и т.п. В летнее время мы работали на полях близлежащих колхозов и совхозов на самых различных работах, где познавали радость коллективного труда.

Не все учащиеся осенью 1941 года уехали в эвакуацию со школами. Многие ребята, особенно из первых батарей, 16-17 –летние мальчишки, оставались на местах расположения школ и, всеми правдами и неправдами, вливались в ополченческие формирования, истребительные роты и батальоны и даже в военные части. Так как у нас были немалые знания в военных вопросах, то некоторые становились командирами отделений, орудий, принимали участие в боях. Часть из них вернулась в спецартшколы, а часть осталась в армии и после краткосрочных курсов они стали командирами взводов. Всего за годы существования специальных артиллерийских школ (с 1937 по 1946 годы) в них училось более 15 тысяч учащихся, более 10 тысяч из них были участниками Великой Отечественной войны, вложив свой значительный вклад в достижение Победы. Десять тысяч командиров взводов (а потом они становились командирами батарей, дивизионов и полков) обеспечивали такое количество артиллерийских частей, что хватило бы на несколько фронтов.

Выпускники спецартшколы с 1938 по 1941 годы молодыми командирами и курсантами училищ начинали воевать в самый тяжелый период войны. Они понесли самые большие потери, и сейчас в Советах ветеранов-выпускников их очень мало, а на памятных досках в музеях школ (почти все школы имеют музеи “Боевой славы”) больше всего их фамилий. В основном выпускники спецартшкол поступали в артиллерийские командные и технические училища, но некоторые становились летчиками, танкистами, саперами, связистами, овладели другими воинскими специальностями.

Их выпускников спецартшкол за год войны более 20 человек были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, среди которых Тимур Фрунзе. Большинство из воевавших выпускников были награждены боевыми орденами и медалями. Более половины выпускников продолжали службу в армии и в послевоенное время. Из известных в настоящее время (1987 год) 3200 человек – выпускников спецартшкол многие достигли выдающихся успехов в своем деле. В генеральском корпусе Советской Армии более 120 человек – выпускники спецартшкол, в том числе: Герой Советского Союза генерал армии Говоров В.Л., генерал-полковники Карпов В.Н., Потапов Ю.М., Неделин В.С. Среди ученых страны – докторов и кандидатов наук – более 250 человек бывшие спецшкольники, а Н.П. Бусленко был избран членом-корреспондентом Академии наук. За высокие достижения в развитии науки и военного дела около 30 выпускников удостоены званий лауреатов Ленинских и Государственных премий. Среди бывших учащихся спецартшкол есть много людей творческих специальностей: писатель Рекемчук А.Е., драматург Чичков В.М., поэт Матвеев В.В., журналисты Андрианов Б.В., Кассио В.Б., Райгородецкий Е.Я., композитор Фиготин Б.С., артист Мишулин С.В., режиссер Котеночкин В.М. и многие другие. Есть среди нас врачи, юристы, преподаватели, партийные работники. Спецартшколы воспитывали нас не только как военных, но и прививали нам интерес к общественной работе. Многие из нас имели те или иные общественные обязанности: были пропагандистами, членами партийных комитетов, депутатами Советов народных депутатов различных уровней, среди них депутат Верховного Совета СССР, член ЦК КПСС Рахманин О.Б.

Уже в годы мирного труда многие выпускники спецартшкол за высокие успехи в воинской службе и труде были награждены орденами и медалями, Почетными Грамотами Президиумов Верховных Советов республик, удостоены почетных званий “Заслуженный работник”, отмечались медалями ВДНХ. За активное ведение военно-патриотической работы многие выпускники отмечены наградами Советского Комитета ветеранов войны.

Мысленно возвращаюсь ко времени создания специальных артиллерийских школ, 50-летие которого мы отмечаем в эти дни, напрашивается невольное сравнение с настоящим временем. И сейчас в мире неспокойно. Многие ребята, как и мы много лет назад, хотели бы подготовиться к учебе в военных училищах Советской Армии, но из-за малого количества суворовских училищ, не могут этого сделать. Было бы неплохо создать при Министерстве просвещения аналогичные прежним специальные артиллерийские (или просто военные) школы, в которых учащиеся, успешно окончившие 7 или 8 классов, могли бы вместе с завершением среднего образования подготовиться к поступлению в училища.

<<назад
   
Создание и поддержка — «Сёма.Ру»
Яндекс.Метрика
Local Banner System